14 АНАЛИЗ РЫНКА Ситуация в отрасли Туристический рынок России демонстрирует значительный рост, несмотря на отрицательную динамику общей макроэкономической конъюнктуры2 Большинство системных экономических индикаторов, в том числе ВВП, индекс промышленного производства, уровень безработицы и реально располагаемые доходы населения, в прошлом году находились в отрицательной зоне. Следуя логике экономической теории и учитывая исторический опыт, туристическая отрасль должна была бы среагировать на это стагнацией, которая, как правило, проявляется с лагом в несколько месяцев и с небольшим понижающим коэффициентом. Однако спрос на путешествия не только не сокращается, но и растет совершенно нерыночными темпами: сводные данные Ростуризма, Погранслужбы, ФМС, Росстата и Ассоциации туроператоров России (АТОР) показывают по итогам 2013 года значительный рост выездного туризма как в количественном (на 24%), так и в денежном (на 18%) выражении3. В стоимостном выражении по итогам 2013 года оценивается в $45 млрд. Примечательно и то, что развитие туристического рынка в России происходит во всех его сегментах: выездном туризме, въездном туризме и внутреннем туризме. Сегмент внутреннего туризма по итогам 2013 года вырос на 9%, до $18 млрд. При этом количество внутренних туристов оценивается в 35-37 млн. человек. Большую популярность имеет культурно-познавательный туризм, где безусловные лидеры Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Наряду с этим в России набирают популярность активные виды туризма, в том числе горнолыжный, водный, экстремальный, велотуризм и другие. Упрощение визового режима, появление на рынке авиаперевозок лоукостеров, проведение Олимпиады в Сочи, реализация ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» - вот основные 2 Источник: журнал «Эксперт» №5 (884) 2014 3 Источник: DISCOVERY Research Group, анализ рынка туристических услуг в России Рисунок 10 Динамика развития туристической отрасли в России
RkJQdWJsaXNoZXIy MTc0MzY4Mg==