Перейти к контенту

Охладитель питьевой воды ОПВ ТЭ 5/110

О компании > Наш опыт стартапов
ОПВ ТЭ 5/110 расшифровывается как Охладитель Питьевой Воды ТермоЭлектрический емкостью 5 литров, рассчитанный на 110 вольт постоянного тока. Разработчиком ОПВ было ООО «Термоэлектрические системы».
Итак, однажды мы приняли решение организовать производство охладителей питьевой воды для пассажирских железнодорожных вагонов. Идею сделать охладитель на элементах Пельтье мне подбросил главный конструктор Московского вагоноремонтного завода им. Войтовича, страдавший от того, что ГДР-овские фреоновые охладители перестали производить, а старые все время выходили из строя, к тому же из них постоянно тек фреон.
Наши стартапы
Детали ОПВ ТЭ 5/110
ОПВ – это не самолет, сделать его не так уж сложно. Главное пройти железнодорожную сертификацию.
Основная проблема – это то, что вагонные генераторы выдают 110 вольт постоянного тока, а элементам Пельтье требуется 12 вольт и тоже постоянного тока. То есть – надо сделать понижение напряжения постоянного тока, а это – задача не самая простая.
Начальник электрической лаборатории  ВНИИЖТ порекомендовал мне обратиться в ООО "Элкомс", которое разрабатывало блоки питания для вагонных светильников, и ему приходилось решать подобные задачи.
И действительно - в "Элкомсе" подобрали подходящие стандартные преобразователи напряжения для нашего ОПВ. Для охладителя питьевой воды их требовалось 4 штуки  (рис. 2), по одному на каждый термомодуль (элемент Пельтье) (рис. 3).
Первая версия ОПВ
Охладитель для пассажирских вагонов ОПВ ТЭ 55/110
Рисунок 1
Поставщики основных комплектующих для ОПВ ТЭ 5/110
Термомодули (элементы Пельтье) - ООО "Электроника НН" (Нижний новгород), ООО "Русский Холод" (Москва), "Импульс" - полувоенный НИИ на Алексеевской
Преобразователи напряжения - ООО "Элкомс"
УОВ (Ультрафиолетовый обеззараживатель воды) - Санкт-Петербургское НПО "ЭНТ"
Фильтры механической очистки - "Гейзер МИФИ"
Для всего остального вполне достаточно небольшого механического производства и сборочного участка
Теперь вы тоже можете производить ОПВ ТЭ 5/110 :)
Преобразователи "Элкомс"
Блок питания для ОПВ ТЭ 5/110
Рисунок 2
Элемент Пельтье
элемент Пельтье для ОПВ ТЭ 5/110
Рисунок 3
<---html--->
Система очистки и обеззараживания ОПВ ТЭ 5/110
Была еще одна проблема: конкурент - воронежское КБ «РИФ», приделало к своему охладителю (рис. 4) фильтр механической очистки и ультрафиолетовый обеззараживатель воды, так что нам пришлось также использовать эти элементы, хотя они, если честно, там совершенно не нужны. Вода в охладитель попадает из титана, где ее предварительно кипятят. Обеззараживать ультрафиолетовой лампой кипяток немного попахивает идиотизмом. Однако раз у конкурента оно есть – не стоит давать его сторонникам аргумент «а вот у них нет….». Установку обеззараживания (рис.5)  мы приобретали в Санкт-Петербургском НПО «ЭНТ», а фильтры -в Москве, в компании «Гейзер-МИФИ».
Собственно мы изготавливали внутренний и внешний корпуса, собирали их и заливали ППУ (пенополиуретаном), изготавливали горячие и холодные радиаторы и собирали их.
ОПВ "РИФ"
ОПВ РИФ
Рисунок 4
Первая МВК ОПВ ТЭ 5/110
Изначально ОПВ ТЭ 5/110 делался из пластмассы.Корпус изготавливался из листового АБС на вакуум-формовочной машине, которую нам впарили в Израиле по цене в 5 раз выше реальной.  
Однако, когда мы проводили МВК (межведомственную комиссию), последний шаг перед утверждением ТУ в Департаменте дальних пассажирских сообщений РЖД, дающем право эксплуатировать технику на подвижном составе, председатель отрезал бритвой кусок корпуса, поджег его и показал комиссии со словами: «Все видят? Горит!». И все, решение МВК было -  заменить корпус на стальной.
Обеззараживатель УОВ
Ультрафиолетовый обезараживатель воды
Рисунок 5
Хотелось сказать ему: "Ты же целый год с нами общался, гонял туда – сюда, видел этот ОПВ раз 10 – что тебе мешало сразу сказать, что корпус должен быть стальной?"
Дело в том, что технари-железнодорожники не очень жаловали инициативных разработчиков техники, и признавали единственный путь: они сами решают, что им нужно, дают тебе ТЗ, а ты разрабатываешь на его основе ТУ (технические условия). Что называется - "Читайте ГОСТ о постановке на производство новой техники".
Как ни странно – создание стального корпуса заняло у нас минимальное время. Мы стали покупать преобразователи в "Элкомсе" без корпусов (что  было существенно дешевле) и убрали их в общий блок. Корпус всего ОПВ нам готовила бригада украинцев из механического цеха завода им. Войтовича, после чего мы красили его на своей линии порошкового окрашивания.
Охладитель получился ничего себе – см. рисунок 6, но беготня по сертификации началась заново...
ОПВ ТЭ 5/110
ОПВ ТЭ 5/110
Рисунок 6
Этапы сертификации ОПВ
1. Готовишь ТЗ и уговариваешь какого-то из потенциальных потребителей его подписать
2. Идешь во ВНИИЖТ (Всероссийский НИИ железнодорожного транспорта) в профильный департамент и согласовываешь там ТУ, а также программу испытаний.
3. После этого несешь на имя руководства ВНИИЖТ письмо с просьбой согласовать ТУ   и провести испытания. Тут есть 2 варианта – или ты договорился о стоимости со специалистами лабораторий и тебе выставляют минимальную смету, или ВНИИЖТ официально выкатывает тебе астрономический счет.
4. Если удалось пройти все испытания (меня особенно впечатлили вибростенд и КЗ на пробой) – получаешь первую подпись на ТУ – от кого-то из руководителей ВНИИЖТ.
5. Дальше идешь во ВНИИЖГ (Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены) – по такой же программе, как во ВНИИЖТ. С одним существенным отличием – там работала Полякова Валентина Алексеевна, профессионал с большим авторитетом. У нее все было просто – если вода из ОПВ выходит с нормальным качеством, а система обеззараживания имеет необходимые сертификаты – то подпись на ТУ тебе обеспечена автоматически. Никакого «искусственного торможения», как во ВНИИЖТ там никогда не бывало.
6. и 7. Два формальных этапа - согласование в службе ведомственной охраны (она отвечает за пожарную безопасность) и у главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту. Первых нужно было просто поймать, а санитарный врач искал подпись ВНИИЖГ (своих подчиненных) и тоже согласовывал ТУ.
8. Собрав все подписи снова проводим МВК.
9. Утвердить ТУ в Департаменте дальних пассажирских сообщений РЖД.  Когда ты делаешь это в первый раз - это испытание настойчивости, терпения и осторожности. И пара месяцев по времени. Но результат того стоит.
Первый лист ТУ на ОПВ ТЭ 5/110
ТУ на ОПВ ТЭ 5/110
Рисунок 7
ООО "ЭКСПЕРТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ"
Назад к содержимому