4P-анализ или Marketing Mix
4P-анализ имеет такое отношение к 5Р-анализу: в его названии есть буква Р, цифра и слово анализ. Больше между ними нет ничего общего.
Когда комппания анализирует свои возможности на рынке, 4P-анализ так и называют 4P-анализом. Но когда компания приступает к разработке стратегии - результаты 4P-анализа преобразуются в Marketing Mix, комплекс мероприятий по воздействию на рынок.
В целом - это комплекс мер, которые компания может предпринять для того, чтобы продать что-нибудь потребителям.
4P- это PPPP, первые буквы 4 слов: Product, Price, Placement, Promotion. Или: Продукт, Цена, Каналы продаж, Продвижение (то есть реклама и множество других методов).
На стадии выполнения анализа, первым и главным является продукт. Компании надо придумать, что бы такого продать, чтобы его купили. Если у вас нет продукта - все остальное теряет смысл.
Когда продукт появился, (компания придумала, где его возьмет - купит, сделает и т.д.) - встает вопрос - по какой цене его продавать.
Эта часть анализа - довольно сложная. С одной стороны у компании есть минимальная цена, дешевле которой продавать убыточно (если ее правильно посчитали, что бывает редко). Это одна из задач, решаемых с помощью мероприятий управленческого учета, плавно перерастающая в экономические теории.
С другой стороны - есть среднерыночные цены, есть максимальные цены, вобщем - есть на чем поломать голову.
Анализ каналов продаж - следующий этап. Канал продаж - это путь, которым товар/услуга может добраться до потребителя. Это сети гипермаркетов, оптовые компании, прямые продажи по телефону, многоуровневый маркетинг, интернет-магазин. Хороший пример - лезвия Schick и Gillett. Gillett можно найти в любом магазине, Schick - надо специально искать. Видимо, в связи с отсутствием интереса к нашему рынку Schick с каналами не работает.
У каждого канала есть своя цена и своя эффективность. При проведении 4Р-анализа надо выбрать, какие каналы использовать и в какой мере.
И наконец - 4-е Р - продвижение. Это реклама, промо-акции, PR, раздача образцов, работа с профессионалами отрасли и многое другое. Для каждого мероприятия определяется цельевой результат и бюджет. Итоговая задача - получить максимум контактов с целевой аудиторией за минимальные деньги.
Результатом проведения 4P-анализа становится Marketing Mix, или "Маркетинговая стратегия" - комплексный план маркетинга компании. Пример представлен на рисунке.