Бизнес-план для инвесторов
Основной вопрос бизнес-плана для инвесторов
1. Размер рынка
2. Финансовые параметры
- Сколько денег вы просите?
- Что вы собираетесь делать с этими деньгами?
- Каковы ожидаемые финансовые результаты? Например - ваш прогноз годового оборота на 1-й год, на 3-й год, на 5-й год и прогноз чистой прибыли за эти годы.
3. Стратегия выхода
- Кто будет наиболее вероятным покупателем вашей компании?
- Почему они вас купят? Или более широко: почему они купят вас вместо того, чтобы создать аналогичный бизнес самостоятельно или развить свой существующий бизнес?
4. Команда проекта
5. Риски бизнеса
- Сможете вы разработать новый продукт или нет;
- Сможете ли вы организовать его рентабельное производство или нет;
- Захотят ли клиенты и/или бизнес покупать ваш продукт, или нет;
- Сможете ли вы выстроить рентабельную систему маркетинга, или нет;
- Сможете ли вы собрать компетентную команду, способную реализовать проект или нет;
6. Барьеры для входа на рынок
- Каков размер рынка и что с ним происходит
- Каковы финансовые параметры вашего проекта
- Какую стратегию выхода вы предлагаете?
- Что у вас за команда?
- Какие имеются риски и как вы их снизите?
- Какие существуют барьеры для входа на рынок?
Стратегия по активам
Анализ и планирование активов бизнеса
Проанализируйте виды активов и составьте на их основе список тех из них, которые будут необходимы вашему бизнесу.- Годовые
- 5-летние
- К моменту продажи бизнеса
Как придать бизнес-плану блеск
Уникальные навыки
- Команда знает рынок лучше, чем кто-либо еще;
- У руководителей компании есть опыт запуска/развития бизнеса (участвовал там, сделал это и т.д.);
- Компания обладает запатентованной технологией;
- Команда имеет ключевых партнеров в своей области;
- Имеются долгосрочные договоры с покупателями или хорошие деловые связи с клиентами;
- Обеспечены высокие барьеры вхождения для конкурентов;
- Компания значительно опережает конкурентов (им потребуется много времени, нагнать вас);
- Общеизвестные тренды в отрасли поддерживают ваши планы.
Реализм/оптимизм
Толщина бизнес-плана
Испоьзование графиков
В основной бизнес-план надо включать чертежи и спецификации продуктов
ПРИЛОЖЕНИЯ К БИЗНЕС-ПЛАНУ
- Технологию: техническую документацию, патенты и т.д.;
- Комфортные письма от партнеров/клиентов (письма, в которых они подтверждают свою заинтересованность в сотрудничестве с компанией, значительно повышают доверие и ценность проекта в глазах инвесторов);
- Расширенный анализ конкуренции: у большинства компаний есть несколько главных конкурентов, сравнение с которыми входит в состав бизнес-плана. Однако приложив расширенный перечень конкурентов и сравнение с ними, вы покажете инвесторам, что действительно ориентируетесь в рынке;
- Список клиентов: приложите к бизнес-плану перечень основных клиентов и приблизительные объемы продуктов/услуг, которые они приобретают у вас.
Разработка бизнес-плана методом обратного проектирования
Формулирование ВИДЕНИЯ
Пример ВИ́ДЕНИЯ
- Более 500 тысяч клиентов, делающих по 3 покупки в год ;
- 3 производственных площадки ;
- 12 дистрибьюторов и 600 дилеров ;
- 3 продуктовые линейки ;
- Известный бренд ;
- Сильная управленческая команда ;
- Надежные системы для всех бизнес-процессов.
Составление стратегического плана
Превращение стратегического плана в задачи на текущий месяц
Для того, чтобы преобразовать стратегический бизнес-план в план практических действий "в этом месяце" или "в следующем квартале", мы проводим декомпозицию стратегии, преобразуя стратегические цели в оперативные задачи, необходимые для их достижения.
Подход к декомпозиции стратегии показан на рисунке ниже. А в качестве текущего руководства к действию у нас должны появиться наборы KPI на текущий месяц. Анкеты для разработки KPI есть в нашей рабочей тетради обратного проектирования, скачать которую можно тут.
Материалы для самостоятельной разработки бизнес-плана
Наши онлайн-сервисы
Для того, чтобы автоматизировать стандартные техники стратегического менеджмента, мы разработали ряд бесплатных онлайн-приложений, которыми предлагаем воспользоваться.
- Онлайн-сервис для автоматизации проведения SWOT-анализа освободит от рутинных действий и поможет направить ход мыслей
- Приложение для онлайн-анализа рисков поможет подготовить соответствующий раздел бизнес-плана
- Приложение для проведения сравнения с конкурентами ознакомит с техникой количественного анализа и поможет подготовить убедительный отчет, который можно будет включить в бизнес-план
- И наконец, анализ проблемного поля позволит выявить корневые проблемы, на устранении которых нужно сфокусировать внимание. Этот анализ сможет лечь в основу плана изменений в организации или даже в личной жизни.
Несколько особенностей
Стиль изложения
Описание технологии
Доверие инвесторов к бизнес-плану
Историю предыдущих успехов:
Понимание размера своего «достижимого рынка»:
Понимание потребностей клиентов и соответствие этим потребностям:
Барьеры вхождения:
Реалистичные финансовые допущения и прогнозы:
Команда проекта:
Бизнес-план на одной странице
10 проблем с бизнес-планами, которые раздражают инвесторов
1. Спам. Всех инвесторов раздражают сообщения, в которых их приглашают «позвонить, чтобы узнать о самой прорывный технологии с момента изобретения колеса». Можете не сомневаться, что даже если он затем получит ваш проект, он положит его вниз стопки. Попросить его посмотреть и прокомментировать ваш сайт так же плохо.
2. Бизнес-план без резюме. Резюме – это «речь для лифта» на одну страницу (и может представляться отдельно), которая дает инвестору полный обзор основных параметров бизнеса. Во многих бизнес-планах нет нормального резюме, либо наоборот – бизнес-план выглядит как расширенное резюме. Оба варианта плохи.
3. Отсутствие плана. Многие бизнес-планы, которые направляют инвесторам являются на самом деле расширенной спецификацией продукта, которая дает больше чем надо информации о продукте и ничего о том, как и где вы планируете его продавать и делать деньги.
4. Неграмотность. Помарки, опечатки, грамматические и орфографические ошибки, рукописные документы только убедят финансиста, что и бизнес вы будете вести также непрофессионально. Имейте в виду, они вкладываются прежде всего в людей, а потом – в идеи.
5. Переполнение текста сокращениями. Не забывайте, что люди, которые будут читать ваш проект, хоть и не глупы, но не в курсе терминов или сокращений, принятых в вашей отрасли. Они посчитают интенсивное использование сокращений следствием невнимательности, лени или, возможно умышленного запутывания читателя. Старайтесь придерживаться общеупотребительной лексики.
6. Книга вместо бизнес-плана. Не стоит быть чересчур многословными, не забивайте текст лишней информацией. Бизнес-план для инвестора должен быть не длиннее 30 страниц. Придерживайтесь фактов, ясно изложите их и не повторяйтесь без надобности. Слишком долгосрочные планы создадут впечатление, что ваш проект слишком сложный и рискованный.
7. Отсылки к приложениям. Специалисты не возражают против документов, подтверждающих основную идею проекта. Но он должен производить впечатление и быть полноценным и без приложений. Толщина бизнес-плана или наличие десятков приложений сами по себе не впечатляют.
8. Негативные утверждения. Не говорите о своих конкурентах или клиентах того, что вы не могли бы доказать в их присутствии. Многие презентации содержат заявления типа «плохое юзабилити», «низкое качество», «большие и неповоротливые» - и все без малейших обоснований. Инвесторы рассматривают такие заявления как признаки непрофессионализма и отсутствия этики, если они не подтверждены данными третьей стороны.
9. Прототипы и демо-версии. Не забывайте, что на ранней стадии прототипы имеют свойство ломаться, а демо-версии виснут или не работают в незнакомых руках. Поэтому они не могут адекватно отразить весь труд и энтузиазм, которые вы в них вложили. Гораздо лучшее впечатление произведут картинки и слова.
10. Письма от ваших партнеров. Рекомендательные письма от партнеров инвестора будут полезны, а письма от ваших партнеров не будут иметь такого же веса. А вот наличие отзывов от клиентов и поставщиков и заключенные контракты произведут должное впечатление.