Анализ конкуренции методом 5 сил Портера
Согласно теории Портера, на участников рынка воздействуют пять сил, определяющих трудность присутствия на этом рынке.
Это:
Интенсивность конкуренции
Сила поставщиков
Сила покупателей
Возможность появления новых конкурентов
Товары-заменители
Неблагоприятное сочетание сил снижает привлекательность отрасли для компаний.
С первой силой - интенсивностью конкуренции все ясно. Высокая конкуренция - плохо для компании. Ей приходится тратиться на рекламу, каналы продаж, скидки и бонусы покупателям. В итоге - прибыль снижается. Рассмотрим воздействие остальных сил.
Так, например, высокая сила поставщиков бывает в случае, когда их мало, а спрос на их товары высокий. Поскольку поставщикам все равно, кто перепродаст их товар конечным потребителям, они начинают давить на компании, повышают цену, выдвигают требования по минимальной партии, нарушают график поставки. Их менеджеры берут взятки, чтобы отгрузить товар компании в первую очередь. В общем - работать сложно.
Высокая сила потребителей возникает, когда товар им продают множество продавцов, да и самого товара много и он у всех одинаковый. Для того, чтобы заманить потребителя к себе продавцы снижают цены, вкладываются в рекламу и продвижение, делают скидки и вообще - несут всякие неприятные расходы.
Появление новых конкурентов делает конкуренцию еще более интенсивной. Это происходит, когда барьеры входа на рынок являются низкими. Барьеры - это то, что мешает. Например - для торговли спиртным барьером является получение лицензии. Примером низких входных барьеров является разработка сайтов или их продвижение. Для того, чтобы этим заняться надо купить компьютер. И все. Поэтому половина спама в сети предлагает эти услуги. Спам шлют с горя голодные производители сайтов.
И наконец - наличие товаров заменителей. Если у потребителя есть много вариантов, чем заменить товар Компании (например, квас - минеральной водой) то количество конкурентов расширяется до бесконечности и одновременно расширяется головная боль продавца - как все-таки продать свои товары/услуги.
Чтобы беспристрастно провести анализ внешней среды, воспользуйтеся нашим полуавтоматическим тестом. Тест включает в себя как вопросы, позволяющие провести 5Р-анализ, так и вопросы, касающиеся скорости изменения внешней среды компании.
Почему он "полуавтоматический"? Результаты отсылаются к нам на мейл и обрабатываются приложением у нас на компьютере. Результат обработки отправляются на ваш мейл, указанный в анкете.
ЦЕЛЬ: Для каждого пункта ниже выберите на шкале цифру, которая наилучшим образом соответствует объективной оценки внешней ситуации, с которой сталкивается ваша фирма. Левая сторона шкалы соответсвуют ситуации с большими угрозами, в то время как правая соотвествуют ситуации с большими возможностями.