Определение критических факторов успеха планируемого бизнеса
Критические факторы успеха (КФУ) это способности или действия, способные обеспечить успех создаваемого бизнеса.
Термин изначально возник в сфере стратегического бизнес-анализа, проведение которого необходимо при разработке бизнес-плана.
КФУ используются для определения нескольких сильных сторон, на использовании или развитии которых организация должна сконцентрироваться, чтобы быть успешной.
КФУ обязательно должны решать вопрос достижения главных целей организации.
Определение критических факторов успеха звучит так: "ограниченное число областей, достижение результатов в которых обеспечит конкурентоспособную и успешную деятельность организации".
КФУ зависят от конкретной ситуации в компании или способностей менеджера, разные ситуации ( в отрасли, подразделении, личные) ведут к определению разных КФУ.
Пять главных источников появления КФУ
Отрасль;
Конкурентная стратегия и рыночные позиции;
Внешние факторы;
Временные факторы;
Качества менеджеров (если КФУ рассматриваются с учетом личностей команды).
Детальное описание КФУ приведено ниже:
КФУ в зависимости от отрасли |
Некоторые КФУ являются общими для всех компаний, работающих в одной отрасли. КФУ для разных отраслей будут отличаться – для каждой они уникальны. |
КФУ в зависимости от конкурентной стратегии и места на рынке |
Компании в рамках одной отрасли также имеют разные КФУ. Положение компании на рынке (где она взаимодействует с конкурентами и лидером отрасли), ее стратегия и ресурсы определяют ее КФУ. |
КФУ в зависимости от факторов внешней среды |
Изменения внешней среды организации – экономики, действий регуляторов, политических и демографических изменений создают новые КФУ для любых организаций. |
КФУ в зависимости от временных факторов |
Временные факторы зависят от текущих ситуаций, часто – кризисных. Временные КФУ являются краткосрочными, иногда даже – одноразовыми и возникают как следствие каких-то событий. |
КФУ в зависимости от роли менеджера |
Личная роль менеджера в компании может создавать КФУ как производное от его конкретной зоны ответственности, которая может внести критический вклад в успех организации. |
Для того, чтобы подготовить хорошие КФУ, надо придерживаться следующих принципов:
Убедитесь, что хорошо понимаете ситуацию во внешней среде, отрасли и компании;
Изучите конкурентов и рынок;
Используйте КФУ, достижение которых можно точно определить (но не обязательно измерить в килограммах);
Разрабатывайте КФУ, которые окажут сильное влияние на эффективность организации.