Бизнес-план переработки автошин
Бизнес-планы > Бизнес-планы производства
Бизнес-план
переработки отходов автопокрышек
и производства резиновой крошки, плитки из нее и бесшовных резиновых покрытий
В России проблема обработки использованных шин является достаточно острой. Отходы автопокрышек не только загрязняет окружающую среду, но и создает экономические сложности на уровне городских и региональных властей. Переработка шин в резиновую крошку имеет значительный потенциал для решения этих проблем.
С одной стороны, переработка шин снижает количество отходов на свалках и в полигонах, что позитивно сказывается на экологии регионов и городов. С другой стороны, резиновая крошка может быть использована в различных отраслях, в частности - для производства уличных покрытий и плитки из резиновой крошки, которая используется в различных типах зданий и сооружений.
Таким образом, переработка шин в резиновую крошку может стать дополнительным источником дохода для регионов.
Бизнес по переработке шин также может стать важным инструментом для улучшения имиджа ESG-ориентированных компаний. Включение в единую стратегию, в которую входят вопросы охраны окружающей среды, социальной ответственности и управления корпоративным риском бизнес-модели, основанной на переработке шин в резиновую крошку, демонстрирует сильный фокус на окружающей среде и социальной ответственности.
Какую информацию надо собрать, чтобы подготовить бизнес-план производства резиновой крошки из шин?
Для подготовки бизнес-плана вам потребуется собрать следующие данные о планируемом производстве:
- Объем автопокрышек, доступных для переработки (ежемесячно или ежегодно).
- Процент дополнительных материалов (металл, текстиль) в автопокрышках от общего веса.
- Затраты на сбор и транспортировку автопокрышек до производства.
- Производительность планируемого оборудования (тонн резиновой крошки в час или смену).
- Размеры гранул резиновой крошки (мм) для конечного продукта.
- Количество и виды сортов резиновой крошки, пропорции производства.
- Затраты на оборудование, монтаж и наладку.
- Стоимость энергии (электроэнергия, отопление, вода) и расходы на эти ресурсы.
- Стоимость добавок и связующих материалов для производства плитки или других продуктов из резиновой крошки.
- Стоимость утилизации отходов (например, металлокорда).
- Стоимость сертификации продукции и производства в соответствии с местными стандартами и нормами.
- Затраты на маркетинг, рекламу и продажи продукции.
- Затраты на аренду или покупку земельного участка и строительство производственных помещений.
- Количество сотрудников, средняя зарплата и прочие социальные выплаты.
Пример бизнес-плана переработки автошин и производства покрытий из резиновой крошки
В соответствии с приказом Минприроды предприятия и организации, у которых образуются отходы автомобильных шин и камер обязаны в течение одиннадцати месяцев передавать их предприятиям, занимающимся утилизацией данной продукции
А рамках проекта планируется создание производства резиновой крошки с выходом на полную мощность по готовой продукции 88 тонн в месяц /1 056 тонн в год. Продукция проекта:
- резиновая крошка;
- резиновое бесшовное покрытие.
В целях реализации требуются инвестиции в реконструкцию производственного помещения; покупка, монтаж и пуско-наладка оборудования для измельчения резины и переработки в резиновую крошку, а также для изготовления резиновых бесшовных покрытий.
Предпосылки для реализации проекта
Непосредственным катализатором роста рынка резиновой крошки является рост автомобильной отрасли, которая на 1 кв 2022 года оценивается в 3,05 трлн руб., по сравнению с 2021 годом темп прироста составил +22%.
При этом драйвером роста создания новых предприятий по переработке резиновых отходов в регенераторы является отрасль производства резиновых изделий, а также законопроекты об их утилизации, которые представлены в разделе «Анализ отрасли резиновой крошки».
Оборудование для переработки автошин
Оборудование проекта – современная высокотехнологическая линия MasterPlans Recycling 500, служит для измельчения шин лобового радиуса и размера. Входное сырье – крупно измельченные покрышки и другие РТИ; готовая продукция – резиновая крошка разных фракций. Основные выводы по технико-экономическому обоснованию:
- Общее кол-во линий – 1 штука.
- Мощности потребления – 148 кВт.
- Необходимые площади для реализации проекта – 742 кв.м.
- Численность персонала – 14 человек.
Технологическое обоснование расчета по исходным допущениям по проекту основано на:
- ТУ 2519-001-77811074-07
- ФЗ-РФ №2300–1
- СНиП П-92-76
- ГОСТ 8407-89
Описание продукции из автопокрышек и ее применение
Резиновая крошка представляет из себя раздробленные шинные покрышки или промышленные резиновые отходы, очищенные от металлокорда и текстиля, предназначенные для изготовления из них резиновых изделий в виде плит, рулонов, а также прочих напольных покрытий, например, детских или спортивных площадок, облицовки специальных зон.
Основными материалами для производства резиновых изделий являются:
- Резиновая крошка;
- Красящий пигмент;
- Полиуретановый однородный клей.
Наше предприятие планирует производство основного сырья – резиновой крошки, а также резиновых бесшовных покрытий из нее.
Шины относят к 4 классу опасности, поэтому их утилизация является проблемой для предприятий. Процесс дробления в резиновую крошку позволяет утилизировать отходы и запустить производства вторичной готовой продукции из данного сырья.
Состав резиновых изделий может включать в себя различные пигменты и полиуретановый клей или битум, однако битум обладает более слабыми физическими свойствами, чем полиуретан. Покрытия могут быть разных цветовых оттенков, а также, в зависимости от пропорций смеси, иметь разные технические характеристики для определенного продукта, что расширяет отрасль применения сырья.
Преимуществом переработанной из шин резиновой крошки является цепкость. Благодаря шероховатой поверхности она является отличным сырьем как для бесшовных, так и для плиточных покрытий.
Покупатели резиновой крошки
Потребителями готовой продукции будут являться ИП и юридические лица, коммерческие и некоммерческие организации, которые имеют потребность в резиновой крошке для дальнейшего производства резиновых изделий и для других аналогичных целей, а также лица, нуждающиеся в бесшовном покрытии. Отрасль применения готовой продукции является достаточно широкой.
Технологический процесс производства резиновой крошки из шин
Резиновая крошка получается путем измельчения вулканизированных резиновых отходов. На выходе готовая продукция составляет фракции от 0,02 до 3 мм.
В составе изношенных шин содержится свыше 65% высококачественной резины, но при этом отсутствует экономически и экологически выгодный процесс ее повторного использования. Переработка данных отходов происходит механическим путем для получения регенератора (крошки).
Автопокрышка сначала измельчается на станке на куски, а далее подается на ленточный транспортер для очистки кусков от металлокордов и текстиля. Таким образом в состав покрышек входят:
- Резина/эластомеры;
- Технический углерод;
- Металлы;
- Текстиль;
- Оксид цинка;
- Сера;
- Присадки.
Технологический процесс представлен на рисунке ниже.
Перед загрузкой сырья на конвейер покрышки очищаются от посторонних материалов и складываются для дальнейшего измельчения. Затем шины разрезаются на достаточно большие куски с помощью промышленных ножниц и отправляются на конвейер для первого этапа измельчения.
Далее уже на более мелких зубцах линии проходит второй этап дробления, а следом происходит первая чистка от металлокордов и текстиля. Аппарат сохраняет резину, а очищенный металлокорд собирается в мусорные мешки.
Четвертый этап – это уже финальное измельчение и повторное очищение от металлокордов.
Последним этапом является разделение продукции на разные фракции и формирование в мешки.
На выходе резиновая крошка будет иметь следующие технические качества:
- Содержание примесей не более 2%
- Содержания металла не более 0,03%
- Плотность до 350 г/дм3
- Влажность 0,9%–0,95%
- Толщина 10 мм - 40 мм
- Фракция 0,2 мм - 3 мм
Разные фракции получаются путем просеивания через сети разных форматов и дальнейшего рассыпания материалов в мешки. За заполнением мешка следит оператор.
Мешки будут иметь маркировки согласно ФЗ-РФ №2300–1. Каждое изделие будет иметь собственный товарный знак, наименование, а также знаки о возможности повторной переработки.
Резиновая крошка будет храниться в отапливаемом сухом помещении по нормам ТУ 2519-001-77811074-07.
Обзор рынка переработки автопокрышек
Объектами для анализа в рамках проекта являются рынок РТИ (резинотехнические изделия) и автомобильная отрасль. Среднегодовой объем российского рынка резиновой крошки составляет примерно 150 тысяч тонн[1]. Основным исходным материалом для производства резиновой крошки являются использованные автомобильные шины, которые автолюбители зачастую просто выбрасывают несмотря на то, что они наносят большой вред окружающей среде. Даже клумбы и дворовые украшения, сделанные из покрышек представляют собой существенную угрозу, поскольку забытые резиновые изделия разлагаются более 150 лет. Согласно имеющимся данным, совокупный среднегодовой объем выбрасываемых использованных резиновых покрышек составляет порядка миллиона тонн в год[2]. Таким образом, несмотря на увеличение мощностей по переработке шинных отходов, в среднем около 85% использованных покрышек не попадает на перерабатывающие заводы.
В этой связи, государственные органы Российской Федерации в целях предотвращения дальнейшего ущерба природе не только запретили использование резиновых шин в качестве декоративных элементов на дачах и во дворах, но и приняли ряд законопроектов, обязывающих физических и юридических лиц утилизировать использованные автомобильные шины.
Поскольку процесс сжигания шин приводит к загрязнению окружающей среды, в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды» № 459-ФЗ от 29.11.2018 года на территории Российской Федерации ведется активная поддержка предприятий по утилизации отходов, введение на территориях существующих организаций принципов ESG[3], формирование экологической культуры у населения. Однако на данный момент Рынок утилизации автомобильных покрышек по-прежнему остается относительно слаборазвитым. Так, в России существуют всего чуть более 120 предприятий, занимающихся переработкой резиновых автомобильных шин в резиновую крошку. Определенно, принятые недавно законодательные акты будут способствовать увеличению числа заводов по переработке автомобильных шин, поскольку предпринимателям и рядовым гражданам будет выгоднее сдать использованные покрышки на завод по переработке, нежели чем подвергнуться риску существенного штрафа (до 250 тыс. рублей).
Ростовская область – регион реализации проекта, не является исключением из списка областей России, испытывающих потребность в переработке автопокрышек. Например, в 2022 году среди основных проблем области местными экологами была названа проблема захламления улиц и дворов автопокрышками. При этом в 2021 году вышел законодательный акт о запрете использования покрышек в данных целях, так как их отходы вредны для детей и окружающей среды (Приказ Минприроды России от 11.06.2021 №399). Реализуемый заявителем проект станет одним из существенных шагов по решению данной проблемы, так как, с одной стороны, даст вторую жизнь уже использованной автомобильной резине, параллельно генерируя дополнительные доходы, а с другой стороны, избавит автовладельцев региона от проблем, связанных с утилизацией покрышек.
[1] Источник: Маркетинговое исследование рынка резиновой крошки в России
[2] Источник: Российский экологический оператор (РЭО), URL: РЭО: более 85% шин не попадают на переработку
[3] ESG (Environmental, social and corporate governance) - совокупность характеристик управления компанией, при котором достигается вовлечение данной компании в решение экологических, социальных и управленческих проблем.
Напишите нам!