Бизнес-план спиртзавода
Мы разработали бизнес-план спиртзавода, включающий в себя переработку отходов (послеспиртовой барды). Для обеспечения каналов продаж спирта бизнес-план включал розлив водки на сторонних мощностях.
Переработанная барда использовалась в качестве комбикорма на принадлежащем заводу хозяйстве КРС, а подрощенные коровы легко сдавались на местные мясокомбинаты. Таким образом в полной мере проявился синергетический эффект смежных видов производства.
Базовым продуктом заводя является спирт. Отличительной способностью спирта, как продукта является то, что качественный спирт разных производителей полностью взаимозаменяем. Если бы существовала биржевая торговля спиртом – он был бы классическим биржевым товаром.
Поэтому основа конкуренции на рынке спирта, рассматриваемая в бизнес-плане спиртзавода – ценовая конкуренция. Это означает, что основные усилия при продвижении спирта, как товара связаны с повышением рентабельности внутренних процессов Завода, улучшением логистики и снижением себестоимости.
Бизнес-план включает в себя проект по торговле водкой, что помимо всего прочего также является созданием дополнительного гарантированного канала продаж спиртзавода.
В настоящее время лицензирующие органы выдвинули требования к спиртзаводам о полной переработке послеспиртовой барды.
Это требование было встречено спиртзаводами "в штыки", однако по сути оно является обоснованным. Послеспиртовая барда создает 25% от всех пищевых отходов в стране. Поэтому при разрабтке бизнес-планов спиртзавода надо учитывать эти затраты.
В среднем стоимость такого оборудования составляет около 60 миллионов рублей. В процессе разработки бизнес-плана нам удалось найти значительно менее дорогое решение.
В отрасли производства спирта в настоящее время очень удачная для планируемого проекта. Большое количество спиртозаводов на территории России столкнулись с необходимостью организации полноценной переработки отходов производства – спиртовой барды (предусмотрено настоящим бизнес-планом). При этом, большое количество малых заводов не могут выполнить данную программу. В результате, на рынке образовался дефицит спирта. Кроме того, предприятия, находящиеся в Сибири не смогут реализовывать продукты переработки барды на месте, а из-за высоких транспортных издержек не смогут поставлять ее в центральную Россию. Соответственно – их производство будет априори менее рентабельным, а значит – у них будет меньше степеней свободы при продвижении продукции на рынок.
Вывод На рынке освобождается дополнительное место для продукции Завода.
По данным бизнес-плана спиртзавода, представленным в статистическом сборнике Росалкогольрегулирования, объем производства спирта в 2011 году составил 38,4 млн дал. При этом, все последние годы присутствует понижательный тренд.
Количество спиртозаводов в России также снижается, по различным оценкам их количество в настоящее составляет 60, по сравнению с 240 заводами 10 лет назад. Радикальное снижение количества спиртозаводов в России связано с установлением жестких требований по переработке отходов производства (барды), объем которой составляет около 25% всех отходов пищевых производств. В бизнес-плане спиртзавод находится в более выгодном положении, поскольку его производство в настоящее время остановлено и он может осуществить реконструкцию в спокойном режиме.
Также следует отметить, что несмотря на постоянное снижение объемов производства спирта, объем производства ликероводочных изделий в течение длительного периода не изменяется и составляет в среднем 134 млн. дал. Накопленный рост ( CAGR) с 2004 года составляет всего 1,8% .
Все расчеты в настоящем бизнес-плане произведены исходя из того, что цены не растут в течение 5 лет, все расходы увеличиваются в соответствии с уровнем инфляции 5% в год.
Расчеты в бизнес-плане произведены с допущением, что выход на плановый объем продаж состоится в течение 1 года с момента запуска производства.
В бизнес-плане отражено то обстоятельство, что на протяжении последнего десятилетия наблюдается положительная динамика, касающаяся экспорта водки. Согласно официальной таможенной статистике, в 1 полугодии 2012 года Россия экспортировала водки на общую сумму $ 69,9 млн. Наиболее важным покупателем русской водки в 2012 году была Украина с 16,8% стоимости экспорта. Доля Германии - второй крупный покупатель - была на 3% меньше. США были на третью строчку с 10,3%.
По объему потребления водки в денежной отношении Россия оказалась на втором месте, так как 145 млн. дал российской водки стоят столько же, сколько 40 млн. дал выпиваемой в Америке.
Данное обстоятельство подтверждает прогнозы о том, что цена на водку в России в будущем будет продолжать расти одновременно с ростом акцизов.
Динамика их ожидаемого роста представлена на диаграмме.
И итоге, рынок водки можно считать одновременно сложным, но и предоставляющим широкий набор возможностей и перспективным для Завода.
Вывод: Решение о возобновлении производства водки можно считать обоснованным.
Для покупки оборудавания необходимы затраты в размере 149 864 200 рублей, для этой цели предпологается привлечение банковского кредита на сумму 200 000 000 рублей.
Цель анализа чувствительности – определение степени влияния изменения факторов проекта на его на финансовый результат.
Анализ чувствительности проекта заключается в определении критических границ изменения факторов. Например, насколько максимально можно снизить объемы продаж или цены на продукцию, работы или слуги, при которых чистый приведенный доход (NPV) будет равен нулю.
Чем шире диапазон параметров, в котором показатели эффективности остаются в пределах приемлемых значений, тем выше запас прочности проекта, тем лучше он защищен от колебаний различных факторов, оказывающих влияние на результаты реализации проекта.
Алгоритм анализа: Изменяем выбранные параметры проекта, уменьшая их на 50%, а затем, увеличивая на 50% с шагом 10%, после каждого изменения производим перерасчет его экономики и отображаем на графике размер (NPV).
Суть проекта: производство спирта, переработка барды, изготовление водки, розлив воды
Горизонт планирования в рамках проекта: 5 лет
Срок окупаемости: 18 месяцев
Объем инвестиций: 200 000 000 рублей
Ставка внутренней рентабельности (IRR): 240,10% годовых
Общая чистая прибыль проекта: 2 270 639 659,43 рублей
Анализ графиков изменения NPV позволяет сделать следующие выводы:
Наиболее трудно прогнозируемый параметр – объем продаж имеет широкий диапазон чувствительности. Проект продолжает окупаться (имеет положительный NPV) при его снижении до 50% . Это важно, поскольку основной угрозой для инвестиционных проектов является именно риск недостаточных продаж, а в данном проекте его нет. Проект выдерживает 50% рост прямых издержек, зарплаты персонала и общих издержек.