Бизнес-план грузовых автоперевозок
Бизнес-планы > Бизнес-планы транспорта
Бизнес-план грузовых автоперевозок
Звоните нам по телефону
8 800 333 47 29
бесплатно из любой точки России
Мы за время своей работы подготовили около 10 проектов организации грузоперевозок, часть из которых вполне успешно получила финансирование и начала работу.
<---html--->
Виды бизнес-планов грузовых автоперевозок
За последние несколько лет мы довольно часто занимались разработкой бизнес-планов грузовых автоперевозок.
По нишим наблюдениям, проекты можно разделить на две группы: 1) Покупка грузового автотранспорта и организация бизнеса по, собственно, грузоперевозкам и 2) Различные проекты агрегаторов грузовых перевозок (условно говоря - "Грузовой Uber").
Бизнес-планы перевозчиков
Перед компаниями, занимающимися грузоперевозками, а также перед их клиентами встают проблемы другого плана:
- Количество порожних рейсов достигает 60%
- Регулярное завышение тарифов на 10-30%
- Невозможность для мелких перевозчиков напрямую работать с крупными заказчиками (не проходят проверку надежности, страховые не страхуют груз).
При этом, по данным системы "Платон" 63% перевозчиков являются индивидуальными предпринимателями.
- Стандартные отсрочки платежей у крупных заказчиков составляют от 30 до 90 дней.
- Большинство перевозчиков использует бумажный документооборот, притом, что крупным клиентам требуется цифровой
- Проблемы отраслевой специфики
Инвестиционный план проекта грузовых автоперевозок
В состав инвестиционных затрат, необходимых для организации грузоперевозок как правило входят:
- Приобретение автомобилей, а также - прицепов.
- Отправка водителей самолетом в Москву (поскольку крупные дилеры основных марок как правило находятся там).
- Топливо на перегон автомобилей из Москвы в регион эксплуатации.
- Демонтаж системы AdBlue, поскольку закон не требует ее применения, а затраты на мочевину хоть и меньше затрат на топливо, но все же составляют заметную долю издержек.
- Страховка - КАСКО и ОСАГО.
- Постановка автомобилей на учет.
В среднем комплект "фура + прицеп" обходятся ~170 тысяч евро, однако при оптовой закупке можно получить скидку ~ 10 тысяч евро на одну машину.
Операционный план проекта грузовых перевозок
Операционный план проекта грузовых автоперевозок включает в себя текущие расходы и доходы проекта.
Расходная часть проекта автомобильных грузоперевозок
Расходная часть проекта автомобильных перевозок состоит из переменных и постоянных издержек, а также затрат на заработную плату.
К переменным относятся стоимость дизтоплива и платежи в системе «Платон». При этом, при разработке финансовой модели автомобильных грузоперевозок следует иметь в виду, что затраты на "Платон" не облагаются НДС и не индексируются в соответствии с инфляцией.
Постоянные издержки включают в себя ежегодное страхование автомобилей – КАСКО и ОСАГО, затраты на сервисное обслуживание автомобилей (например, сервис-центр Volvo водном из проектом предлагал долгосрочный сервисный контракт по цене 13393-50 руб. + НДС за один автомобиль в месяц, включая все запчасти), а также смена резины один раз в два года (при пробеге 300 000 километров).
В 2019 году стоимость резины для одного колеса автомобиля Volvo составляла 32000 рублей (умножаем на количество колес).
Доходы проекта автомобильных грузоперевозок
Стоимость автомобильных перевозок традиционно измеряется в рублях за километр пробега, причем пробег считается "туда и обратно".
При долгосрочных контрактах, для того, чтобы учесть изменение стоимости топлива, цена рассчитывается по формуле:
Сп = ТЦ+ (Сдт – БСдт) * Р / 100, где Сп – цена перевозки, Сдт – стоимость дизельного топлива, БСдт - базовая стоимость дизельного топлива (на момент подписания договора), Р - расход топлива на 100 километров .
В этом случае, при инфляции 5% в год, динамика роста стоимости перевозок будет такой, как на рисунке ниже:
Плановый пробег одной фуры в месяц составляет в среднем 15000 км.
Объем рынка грузовых автоперевозок
- Объем мирового рынка грузовых автоперевозок составляет ополо 2 трлн. долларов.
- Рынок грузовых автоперевозок РФ составляет порядка $10 млрд
Пример бизнес-плана агрегатора грузовых автоперевозок
Основная идея проекта - координация автотранспортных перевозок по направлению Москва-Пятигорск.
В настоящее время на этом направлении действует большое количество разрозненных транспортных предприятий, эксплуатирующих около 2000 автомобилей.
При этом страхуется только 42 % перевозимых грузов, поскольку транспортники не могут обеспечить должный менеджмент перевозок, особенно если речь идет о скоропортящихся продуктах.
В рамках проекта планируется организовать на маршруте систему обеспечения перевозок, позволяющую гарантировать доставку грузов в сохранности и в срок. Данные гарантии будут подтверждаться страхованием ВСЕХ перевозимых грузов, что важно для грузоотправителей и создаст дополнительный прирост рынка страхования.
Для владельцев автотранспортных компаний система даст возможность контроля над водителями, сокращение требуемых оборотных средств, меньшую ответственность перед грузоотправителями (груз застрахован) при сохранении доходов.
Для выполнения программы предлагается объединить под одним управлением доступ водителей к дорожной инфраструктуре на всем пути следования автомобилей
Водителям транспортных компаний будет выдаваться пластиковая карта, которой они будут расплачиваться за бензин, за питание и отдых в придорожных мотелях.
Кроме того, на маршруте будет располагаться 2 автосервиса (аккредитованных Компанией), имеющих эвакуатор и резервный автотранспорт для обеспечения быстрого ремонта или перегрузки перевозимого груза и продолжения его доставки.
Выгоды грузоотправителей:
- единая система приемки заказов на перевозку;
- гарантии доставки в срок;
- страхование всех грузов, включая скоропортящиеся.
Выгоды транспортных компаний:
- снижение потребности в оборотных средствах;
- контроль над водителями;
- гарантии сохранности груза.
Всю ответственность за взаиморасчеты с объектами инфраструктуры, ремонт и перегрузку Компания берет на себя.
При этом дополнительным доходом при реализации проекта будут оптовые скидки, предоставляемые для Компании объектами дорожной инфраструктуры. Проект не влечет за собой повышения стоимости для участников перевозок, вся добавленная стоимость образуется за счет сокращения потерь участников. Следует отметить, что транспортные предприятия, не пользующиеся услугами Компании, будут заведомо менее конкурентоспособны на рынке.
Состав бизнес-плана грузовых перевозок
- Резюме проекта
- Инициатор проекта.
- Суть проекта.
- Цели проекта
- Общая стоимость проекта
- Краткое описание бизнеса.
- Предпосылки для организации проекта
- Транспортное направление
- Дисконтная карточная система
- Страховой брокер.
- Срок реализации проекта
- Общая оценка привлекательности проекта
- Прибыль проекта (руб.)
- Эффективность инвестиций
- Доходы банка за время проекта (руб.)
- Описание рынка
- Описание территории
- Конкуренция
- Операционный план
- План продаж по проекту
- Допущения, принятые в расчетах
- Выручка от продаж
- Текущие затраты
- Переменные затраты
- Суммарные прямые издержки
- Общие издержки
- Налоги и обязательные платежи.
- Приложение 1: Финансовый план
- Приложение 2: Оценка и анализ проекта
Стратегия Ансоффа для автоперевозок
Анализ стратегии автоперевозок в соответствии с матрицей Ансоффа дает следующую картину рисков: 2 направления деятельности представляют собой работу на старом рынке со старым продуктом, что наименее рискованно, еще 2 направления (организация грузоперевозок и дисконтная система) – это вывод нового продукта на старый рынок, что теоретически более рискованно, но риск перекрывается очень выгодными стартовыми позициями.
В итоге, можно признать, что риск выхода на рынок является достаточно низким
Пример бизнес-плана организации грузовых автоперевозок
Инициатор проекта эксплуатирует 2 склада временного хранения в Московской области.
Методика таможенного оформления подразумевает обязательную разгрузку декларируемого товара на складах с последующей доставкой его получателям местными грузоперевозками.
В рамках проекта предполагается использовать наличие постоянных объемов перевозок, которые в настоящее время передаются сторонним организациям, для обеспечения гарантированного объема продаж создаваемого собственного автотранспортного подразделения.
Данное подразделение планируется укомплектовать 5 рефрижераторными перевозчиками (в составе 1 тягач и один рефрижератор) и 5 автомобилями Газель.
Используя существующие объемы продаж, обеспечивающие 50% загрузку автотранспорта, постепенно вывести подразделение на полную мощность и окупить затраты на приобретение автомобильного парка менее, чем за 3 года.
При этом, в данном проекте будет задействован существующий менеджмент предприятия.
Предпринимательский риск проекта является минимальным, поскольку имеющиеся объемы перевозок обеспечивают операционную рентабельность планируемого бизнеса.
Эффективность инвестиций в грузоперевозки
Показатель | Значение |
Ставка альтернативной доходности | 7% |
Период окупаемости - PB, мес. | 35 |
Чистый приведенный доход - NPV | 21,9 млн. руб. |
Индекс прибыльности - PI | 1,95 |
Внутренняя норма рентабельности - IRR, | 31,5% |
План продаж услуг автоперевозок
• Оказание транспортных услуг существующим клиентам начнется немедленно после формирования автопарка.
• Расчет доходов проекта осуществлен исходя из следующих допущений:
• Транспортные услуги оказываются 22 дня в месяц (в рабочие дни), 8 часов в день (далее в расчетах – рейс) .
• Стоимость часа эксплуатации транспортного средства составляет
o Для рефрижератора – 1100 рублей
o Для а/м «Газель» - 340 рублей
• Минимальная стоимость рейса рефрижератора составляет 8800 рублей, для а/м «Газель» - 2720 рублей.
Таким образом, плановое количество рейсов в месяц для каждого вида приобретаемых ТС составляет 110 (22 дня *5 шт. ).
Цели проекта
Основные цели проекта:
- Приобрести автотранспорт для грузоперевозок;
- Укомплектовать создаваемое подразделение персоналом;
- Приступить к обслуживанию существующих клиентов.
Срок реализации проекта
Формирование автопарка планируется завершить в течение 2 месяцев, после чего приступить к обслуживанию существующих клиентов и поиску новых.
Общая стоимость проекта
Общая сумма денежных средств, необходимых для финансирования инвестиционной части проекта составляет 22 500 000 рублей. Инвестиционные вложения направлены на приобретение автотранспорта.
Выводы о привлекательности проекта автоперевозок
В целом можно сделать следующие выводы:
1. IRR. Рентабельность проекта является очень хорошей для российской экономики.
2. NPV. Приведенные к дате начала проекта финансовые потоки сопоставим со стартовыми затратами. Это означает, что инвестор вернет все свои вложения и будет располагать свободными денежными средствами на конец проекта.
Срок окупаемости проекта: 35 месяцев с момента осуществления инвестиций.
Таким образом, проект имеет положительную чистую приведенную стоимость, индекс доходности инвестиций больше единицы, что свидетельствует о достаточно высокой эффективности проекта
Бизнес-планы агрегаторов грузовых автоперевозок
До сих пор проблемами всех агрегаторов становилось нежелание водителей/компаний-перевозчиков использовать предлагаемый ими системы. Один из проектов даже предусматривал в составе инвестиций бесплатную раздачу водителям планшетов спредустановленной на них программой организации перевозок. Однако итог раздачи тестовой группе 300 планшетов показал отрицательный результат - планшеты водители брали, но сервисом не пользовались.
Онлайн-сервисы для организации грузоперевозок стараются создать многие проекты: TruckerPath, Convoy, Transfix (США), iCanDeliver (Россия, инвестор А.Мамут), GoCargo (X5 RetailGroup, Россия).
Однако пробемой, препятствующей развитию этих проектов являются не IT-решения, а бизнес-модель, которая пока что не создана.
И лишь недавно мы ознакомились с разумным подходом к созданию агрегатора грузовых автоперевозок, который имеет потенциал реализации, хотя и в нем есть слабые места.
Дальше: бизнес-план автомойки