Бизнес-план медицинского центра
Виды бизнес-планов медицинских учреждений
Наиболее распространенными видами бизнес-планов медицинских учреждений, которые мы готовили являются биззнес-планы:
стоматологических клиник
офтальмологических клиники
многпрофильные консультационные центры
диагностических центров
Все эти виды медицинских стартапов объединяют схожие проблемы.
К числу вызовов, которые надо учесть в бизнес-плане относятся:
получение лицензии на те или иные виды медицинских услуг;
решение задачи привлечения первых клиентов;
обеспечение уровня качества, при котором клиенты будут возвращаться в данное учреждение.
Первая задача - это получение лицензии. Она разбивается на несколько шагов - сначала надо зарегистрировать юр лицо, в уставе которого будут прописаны деятельность в области здравоохранения, врачебная практика, деятельность среднего медицинского персонала, розничная реализация фармпрепаратов, изделий медицинского назначения, косметических препаратов, изготовление фармпрепаратов, изготовление и ремонт изделий медицинского назначения. Далее - следует оборудовать и отремонтировать помещение так, чтобы оно соответствовало требованиям лицензирования. Процедурные комнаты отделаны кафелем, операционные - имеют шлюзовой вход, предоперационное помещение и палату для отдыха пациента. Во всех кабинетах должно быть естественное освещение (окно), раковина. В помещении должна присутствовать комната для персонала.
Когда помещение готово, получаем СЭЗ (санитарно-эпидемиологическое заключение). При этом в договоре аренды должно быть указано назначение помещения: медицинский центр или медицинская клиника.
После получения заключения СЭЗ получаем лицензию. Срок составит примерно 2 месяца, если заниматься данным вопросом будут профессионалы. Кстати, при разработке бизнес-планов для разных медицинских учреждений мы обратили внимание - итоговая цена всех мероприятий по лицензированию получалась выше у тех, кто занимался лицензированием самостоятельно. P.S. Держим в голове Сан.ПиН 2.1.3-2630-10 (на момент написания данного текста).
Маркетинговая часть бизнес-плана медицинского центра
После открытия медицинского центра у нас возникает следующий вызов - где брать клиентов? Как можно видеть на графике, реклама медицинских центров/клиник работает не очень хорошо. Свыше 70% респондентов из числа клиентов частных клиник отмечают, что реклама никак не повлияла на их решение.
Полностью отказываться от рекламы, конечно, не стоит. В план маркетинга нового медицинского центра имеет смысл включить рекламу в районе расположения – чтобы просто уведомить жителей района о своем существовании. При наличии востребованных услуг, ради которых клиенты будут готовы поехать в другой район можно сосредоточиться на контекстной рекламе или продвижении сайта в интернет.
Но в общем случае – возможно следует включить в бизнес-план клиники маркетинговую тактику новых автомобильных моек. При открытии автомойки она сталкивается с такой проблемой: потенциальные клиенты просто не приезжают. У всех автолюбителей есть привычные мойки, куда они ездят постоянно и им даже не приходит в голову искать новые места. Поэтому стандартный прием новых автомоек – начать оказывать бесплатные услуги. Желательно – такие, у которых не очень высокая себестоимость.
Таким образом, новой клинике надо определить услугу, востребованную целевой клиентурой и начать оказывать ее бесплатно. Так, многие стоматологические клиники прибегают к помощи купонных сетей, продавая со скидкой до 90% услуги удаления зубного налета. Это обеспечивает поток клиентов, которые знакомятся с возможностями медицинского учреждения и могут затем стать его постоянными клиентами.
Еще одни, правда не самый честный способ привлечения клиентуры – когда врач, работающий в государственных медицинских учреждениях склоняет пациентов обратиться за услугами в платный медицинский центр, где он ведёт приемы по совместительству. Но в этом случае ему нужно как-то аргументировать данное предложение – например, наличием в клинике уникального оборудования.