Шесть шляп мышления Эдварда де Боно
Идеология "шести шляп" Эдварда Де Боно
Метод "Шести шляп мышления" был разработан Эдвардом Де Боно для того, чтобы при обдумывании важных вопросов освободить решения от влияния своего "эго", и двигаться вперед, основываясь на объективных фактах, не попадая в зависимость от аргументов в споре.
Естественно, что шляпы символизируют роли, которые нужно принимать при обсуждении стратегических планов. Однако, когда четко известно, какая роль закреплена за шляпой того или иного цвета, гораздо легче вжиться в нее, физически надев шляпу (или бейсболку) данного цвета.
Роль в зависимости от цвета шляпы
Итак, какие же это роли?
Роль белой шляпы - фиксировать имеющуюся информацию, объективные факты;
Роль красной шляпы - сформулировать и описать, какие чувства и эмоции вызывает идея;
Роль черной шляпы - обдумать и высказать негативные стороны обсуждаемой идеи;
Роль желтой шляпы - обдумать и высказать позитивные стороны обсуждаемой идеи;
Роль зеленой шляпы - креативность: обдумать альтернативные способы достижения результата, любые фантастические идеи и варианты;
Роль синей шляпы - модерация процесса обсуждения, направление участников и фиксация результатов.
"Шесть шляп" в бизнес-планировании
Каким образом можно применить данный метод при разработке бизнес-плана? Например, при разработке стратегии, подготовке бизнес-модели, анализе критических факторов успеха.
Как следует из названия, использовать метод 6 шляп могут от 1 до 6 человек. В первом случае - поочередно "надевая" все шляпы на себя, при большем количестве - уменьшая число шляп. Однако полезно также "меняться шляпами" при обсуждении. Например - человек, отвечающий в "желтой шляпе" за описание позитивных сторон проекта (силы и возможности) затем "надевает" черную и обдумывает негативные стороны (слабости и угрозы).
В идеальном варианте участников должно быть шестеро и они периодически "меняют шляпы".
Функции "шляп мышления" в процессе дискуссии
Цвет шляпы |
Функции шляпы |
Примеры вопросов, задаваемых в шляпе |
Белая шляпа |
||
|
|
|
Красная шляпа |
||
Ограничение по времени: 30 секунд на все |
|
|
Черная шляпа |
||
Проведение анализа «в черной шляпе» сразу после использования желтой шляпы – мощный инструмент оценки планов. |
|
|
Желтая шляпа |
||
|
|
|
Зеленая шляпа |
||
|
|
|
Синяя шляпа |
||
Роль синей шляпы особенно важна во время трех ключевых этапов процесса: в начале, чтобы определить фокус обсуждения, в середине, чтобы напомнить всем о его цели и в конце, чтобы обобщить результаты. |
|