Бизнес-план такси
Таксомоторные компании заказывали у нас в 2013-2014 г.г. бизнес-планы такси в основном для того, чтобы обосновать получение кредитных линий на расширение парка автомобилей. Эти годы - период расширения сектора лицензированных таксомоторных услуг и снижения количества нелегальных перевозчиков.
Из двух бизнес-моделей: оказание непосредственных услуг такси и сдачи в аренду водителям автомашин-такси, с лицензией и на желтых номерах, вторая пользуется большей популярностью среди транспортных предприятий.
Среднее соотношение данных бизнес-моделей у наших клиентов, заказывавших бизнес-планы такси - 20% на 80%.
В основном это связано с тем, что такая модель наиболее популярна у водителей, которые за период свободных нелегальных перевозок почувствовали себя индивидуальными предприинимателями. При этом она также снижает риски таксомоторной компании, которая гарантировано получает доход и освобождает ее от необходимости контроля за персоналом.
Однако, это не снимает с компаний необходимости активно заниматься продвижением своего бренда такси на рынке. Конкуренция на рынке легальных таксомоторных перевозок постепенно нарастает, а сами водители не смогут обеспечить необходимую степень интенсивности продвижения.
Ставки внутренней рентабельности в бизнес-планах такси обычно очень высокие, что связано с тем, что машины покупаются постепенно и, следовательно, инвестиции дисконтируются наравне с доходами.
Внутренний бизнес-план таксомоторной компании
Поэтому бизнес-план необходим таксомотонным компаниям не только для обеспечения финансирования но и в качестве дорожной карты. Схема действий при разработке такого бизнес-плана таксомоторных перевозок следующая: сначала "по крупицам" собирается и сводится во едино вся информация о планируемой операционной длеятельности и оценивается, во что она обойдется. В бюджетировании это называется "бюжет расходов". Таксомоторная компания, даже при бизнес-модели аренды автомобидей такси, несет расходы на: страховку (КАСКО и ОСАГО), техобслуживание автомобилей, их текущий ремонт, замену резины, GPS-трекинг, связь, содержание штата диспетчеров, плату агрегаторам услуг такси, обучению и решению проблем водителей и многие другие расходы.
В рамках разработки бизнес-плана создается первоначальная финансовая модель, затем в нее вносятся постоянные уточнения и дополнения.
Аналогичным способом составляется доходная часть бизнес-плана. При прогнозировании доходов важно перечислить все каналы продаж услуг такси, которые планируется использовыать, а также учесть стоимость присутствия в этих каналах. Пример каналов продаж услуг такси приведен на рисунке ниже. Также бизнес-план таксомоторной компании должен содержать рекламную стратегию, включая медиаплан - то есть целевой график рекламных мероприятий, прогноз их стоимости и целей, которые планируется достигнуть.
Важным разделом бизнес-плана такси является инвестиционный раздел. При планировании инвестиционных расходов необходимо учесть, что кроме покупки автомобилей таксомоторным компаниям приходится нести затраты на их оборудование, которое необходимо как для получения лицензий, так и для их эксплуатации. К этим расходам относятся брендирование машин, установк арекламного колпака, постановка на учет и т.д.
Для того, чтобы всегда знать, где автомобиль находится и не беспокоиться за его сохранность, необходимо установить на него устройство GPS-трекинга. Это также повышает эфективность диспетчеризации заказов.
По данным исследования «Московский рынок такси–2013» компании Intesco Research Group, оценки объема московского рынка таксомоторных перевозок сильно разнятся и составляют : от 15 до 100 млрд рублей в год. При этом, доля теневого сектора на московском рынке составляет 87-90%. Число нелегальных таксистов составляет около 40 тысяч.